МОУ СОШ № 9
п.Новокавказский
  • Профориентационная работа

    Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
    Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

    Цель профориентационной работы в школе:

    - оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
    - выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Задачи профориентационной работы:

    - получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
    - выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

    Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

    - профессиональной просвещение;

    - профессиональная диагностика;

    - профессиональная консультация и др.

    Единая модель профориентации

    Весной 2023 года Минпросвещения России объявило о разработке единой модели профориентации для школьников, направленной на учащихся 6–11 классов. Единая модель призвана систематизировать занятия по профориентации в разных регионах и школах, помочь выпускникам определиться с выбором высшего или среднего учебного заведения для поступления, и в конечном итоге способствовать развитию рынка труда и ускорению экономического роста России. В конце июня глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил о том, что новая система профориентации появится в школах уже в 2023/2024 учебном году.

    Уроки по профориентации, которые появятся в расписании школьников в новом учебном году, — это лишь часть единой профориентационной модели. Вообще же она включает в себя 7 направлений:

    • Профильные классы, например, инженерные, медицинские, IT, предпринимательские и т. п.
    • Дополнительные материалы по школьным предметам, например, по физике, химии, математике.
    • Воспитательная работа — экскурсии на производство, лекции, выставки, ярмарки, дни открытых дверей в колледжах и вузах и т. п.
    • Дополнительные занятия с учетом склонностей школьников.
    • Профильное обучение по определенным специальностям.
    • Родительские собрания.
    • Уроки, классные часы, дискуссии, консультации психолога и другие мероприятия по профориентации.

    Каждая школа может выбрать, на каком уровне реализовать новую профориентационную модель, исходя из своих возможностей и приоритетов. Всего есть три уровня: базовый предполагает от 40 академических часов профориентационных занятий за учебный год, основной — от 60 часов, и продвинутый — от 80 часов за год.

    Предполагается, что в работу по профориентации включатся не только педагоги, но и родители учеников, представители вузов и компаний-работодателей.

    Кто будет вести уроки профориентации в школе

    Согласно методическим рекомендациям, опубликованным на сайте Минпросвещения, педагогом-навигатором, то есть человеком, отвечающим за профориентацию учеников, может стать любой учитель, прошедший программу повышения квалификации по профориентационной работе. То есть вести уроки, скорее всего, будут учителя, которые уже работают в школе. Полный комплекс профориентационной деятельности, задуманный Министерством, предполагает также участие школьных психологов, карьерных консультантов и других специалистов. 

    «Билет в будущее»

    В профориентационном проекте «Билет в будущее» появились новые программы.

    В новом учебном году профориентационный проект для школьников «Билет в будущее» расширяет перечень активностей. Проект реализуется Минпросвещения России.

    Ребята теперь получат возможность пройти двухэтапную профориентационную диагностику. Подобрать нужные варианты под выбранные показатели школьника можно будет в «Примерочной профессии», на «Фестивале профессий» – пройти тестирование с привлечением работодателей, а также принять участие в мультимедийной выставке-квесте проекта «Россия – Моя история».

    Обновлена цифровая платформа проекта: в ней появились новые инструменты для педагогов-навигаторов, детей и родителей. Система тестирования стала еще эффективнее: теперь ребенок оценивает свои сильные стороны и потенциал для развития – в самом начале, и личностные особенности – при повторном тестировании, после знакомства с профессиями.

    «Конструктор будущего» в личном кабинете педагога позволяет проводить профориентационные занятия, опираясь на индивидуальные показатели как отдельных школьников, так и всего класса.

    Также в рамках проекта был создан первый профориентационный сериал, который познакомит учащихся с профессиональными достижениями в разных отраслях.

    Еще одно нововведение профориентационной программы – это аналитический модуль «Билет в будущее», который позволяет использовать данные для научного изучения профориентации в России, прогнозировать будущий потенциал регионов, оказывать влияние на принятие глобальных кадровых решений и отслеживать, благодаря десяткам метрик, эффективность профориентации в конкретной географической точке по годам.

     О внедрении Единой модели профессиональной ориентации  (скачать) (посмотреть)

     Методические рекомендации ДГ-1773_05 от 17.08.2023-2-119 (скачать) (посмотреть)

     ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ» (скачать) (посмотреть)

    Федеральные документы:


    Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 01.03.2020) (п.3 ст.66; п.1 ст.75)

    Постановление правительства РФ от 27.08.1996 №1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации"

    Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 25 августа 2021 г. (утвержден 24.09.2021)

    Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи

    Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования (Концепция и Стратегия)

    Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 (ред. от 19.07.2018) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"

    Нормативные документы регионального уровня по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.

    Нормативно-правовые документы на уровне общеобразовательного учреждения о профессиональном самоопределении обучающихся.

    Профориентация детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

    Специфика профориентации детей-инвалидов

    Прежде чем заниматься профориентацией детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо в первую очередь изучить специфику их заболеваний. Ведь самая большая сложность в ориентации на профессию среди лиц с ограниченными возможностями состоит неоднородности состава таких групп.

    Дети с нарушением слуха.

    Необходимо различать тугоухость и глухоту. Если в первом случае представляет собой стойкое понижение слуха различной степени, то глухота представляет собой самую резкую степень его поражения.

    Дети с нарушением зрения

    Профориентация детей инвалидов по зрению может проводиться как среди незрячих детей (острота зрения от нуля до 4%) и слабовидящих.

    Нарушения речи

    Нарушение речи может быть следствием психофизических отклонений различной степени и выраженности. При этом у таких детей нормальный слух, а также они имеют нормальное развитие в плане интеллекта. Именно этим детки с таким диагнозом отличаются от подростков с умственной отсталостью.

    Нарушения опорно-двигательного аппарата

    Самое распространенное нарушение – это ДЦП. Болезнь спинного мозга является вторичным нарушением ОДА. При этом дети с ОДА страдают нарушением темпа движений, координации.

    Задержка психического развития

    К ЗПР относят деток, у которых замедленное психическое развитие и относительно стойкая незрелость эмоциональной и волевой сферы.

    Умственная отсталость

    Подростки с умственной отсталостью, к сожалению, имеют необратимые нарушения развития в плане психики. Прежде всего, это нарушения интеллектуальные на фоне недостаточности ЦНС.

    Аутизм

    Он представляет собой особый вид среди нарушений психического развития. Суть заболевания в том, что ребенок теряет способность к развитию социальных навыков, а также средств коммуникации.

    Основные задачи профориентации детей с ОВЗ

    • Развитие трудовых навыков, а также трудовых качеств.
    • Расширение граней самопознания.
    • Предоставление доступной информации о профессиях, их важности, особенностях и путях профессиональной подготовки.
    • Формирование установки на труд, а также на позитивное отношение к нему.

    Последний пункт для детей с ОВЗ имеет несколько другое значение, нежели для здорового человека. Труд для ребенка с физическими ограничениями заключается, как в производительной сфере, так и в  бытовой. То есть, это бытовой труд, самообслуживание, спорт и другие важные виды труда, которые представляют для детей с ОВЗ некоторые трудности. И чтобы такой ребенок смог себя нормально чувствовать в обществе, в первую очередь у него должен быть сформировано положительное отношение на труд в любых его формах и проявлениях.

    Этапы профориентации лиц, у которых есть инвалидность

    Сужение рамок для выбора профессии.

    Чтобы выявить поле для выбора будущей профессии у ребенка с ограниченными возможностями, необходимо провести тщательный анализ его здоровья, а также ознакомиться с рекомендациями его врача. Необходимо учесть все показания и противопоказания.

    Выявление предпочтений

    Для того чтобы определить самые предпочтительные профессии для ребенка с ОВЗ существуют специальные методики, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать.

    Знакомство с профессиями

    Знакомить детей с профессиями рекомендовано путем профессиографического анализа, а также профессиональных проб. В итоге необходимо составить список возможных вариантов вследствие знакомства и анализа разных видов профессиональной деятельности.

    • Определение важнейших качеств для профессии.
    • Подбор вида профессиональной подготовки для инвалидов.

    На этом этапе необходимо подобрать самые удачные пути профессиональной подготовки, а также образования в соответствии со справочным материалом.

    Личный профессиональный план работы с инвалидами.

    Построение такого плана основано на таких пунктах, как пути получения образования, виды профессиональной занятости и определение основных необходимых шагов на пути к цели.

    • Определение возможностей трудоустройства.
    • Обязательная дополнительная консультация врача в связи с выбранной профессиональной деятельностью.

    Формы работы для реализации программы профориентации лиц с ОВЗ

    1. Чтобы реализовать задачу просвещения и информирования детей с ограниченными возможностями, необходимо проводить такие мероприятия, как специализированные игры, выставки, дни открытых дверей. Существует множество других способов ознакомления с профессиями в школе, которые считаются стандартными и проводятся из года в год. К примеру, ярмарки профессий, презентации, встречи со специалистами. Несмотря на кажущуюся банальность, именно такие мероприятия позволяют глубже ознакомиться с содержимым труда, заочно оценить свою пригодность к определённому виду деятельности и определить, каких качеств может быть недостаточно.
    2. Диагностика. Для того чтобы выявить склонности к тому или иному виду труда, необходимо проводить такие виды работы, как анкетирование, беседы, тестирование, консультирование индивидуально или группами. Но при этом, выбирая способ и содержимое материала для диагностики, необходимо учитывать уровень развития и состояние здоровья детей.
    3. Развитие навыков и умений. Для этой цели прекрасно подходят психотехнические упражнения, различные тренинги, игры, консультации.

    Особенности профориентации детей с ограниченными возможностями

    Главной особенностью детей с различными физическими и психологическими отклонениями является преобладание индивидуальной консультации над групповой. Такие дети требуют строго индивидуального и личностно ориентированного подхода.

    Также не менее важной составляющей активной профориентационной работы является желание самого подростка консультироваться. Поэтому подтолкнуть и вызвать желание принимать ответственность за профессиональное будущее, а также получать помощь специалиста – это важнейшее условие профориентационной работы.

    Что еще касательно эффективности, то очень важную роль следует уделять родителям лиц с ОВЗ. Поэтому проведение групповых и индивидуальных занятий по профориентации должно быть не только с детьми, но также и с их родителями. В основе индивидуальной работы с родителями детей лежит получение информации о семье, настрое в ней. Специалист должен знать, какую позицию преследуют родители, как они влияют на профессиональное развитие ребенка (дать им необходимые рекомендации). Особенно полезной считается организация совместной трудовой деятельности, в которой родители выявляют свои навыки труда.

    Правильный выбор профессии для детей с ОВЗ

    В соответствии с особенностями различных отклонений можно предоставить список  подходящих и неподходящих профессий для деток с различными видами заболеваний:

    Профориентация инвалидов по зрению

    Для детей с проблемами зрения могут подойти такие профессии (если это позволяет имеющийся уровень зрения): слесарь по ремонту автомобилей, продавец, оператор птицефабрик. При этом противопоказаны работы со значительными физическими нагрузками, в запыленных помещениях. Также не подходят профессии, где человек должен долго находиться в наклонном положении.

    Профессии для детей с проблемами слуха

    Отлично подойдут спокойные профессии, не требующие особого контакта с людьми: швея, чертежник, цветовод, фотограф и т.д. Следует отметить, что сегодня человек с проблемами слуха и речи может также работать кассиром.

    Проблемы опорно-двигательного аппарата

    С такими проблемами человек не может работать там, где требуется длительное пребывание на ногах, также работа у движущихся механизмов или на высоте. При этом, если проблемы  с опорно-двигательным аппаратом затронули только нижнюю часть тела, могут подойти такие профессии, как сборщик микросхем или телеграфист.

    Проблемы нервной системы

    Людям с нарушения ЦНС не рекомендуется работать там, где наблюдается психо-эмоциональное напряжение. То есть, шумных местах с повышенной вибрацией, в неблагоприятном микроклимате. Также ни в коем случае нельзя выбирать профессию, где человек будет контактировать с токсическими веществами, особенно обладающими нейропаралитическим действием.

    В завершение можно подвести итоги

    • Главным факторов профориентации детей инвалидов является учет всех особенностей их отклонений. Для этого специалист должен быть хорошо ознакомлен с проблемой и медицинской историей ребенка.
    • Родители и семья играет важнейшую роль в выборе профессии, в самоопределении и адаптации ребенка в социуме. Поэтому они должны быть привлечены к процессу.
    • Профориентационная работа с детьми с ОВЗ должна иметь более индивидуальный характер, чем групповой.

    Формы профориентации для детей с ОВЗ


     Не существует универсальных форм, приемов и методов профориентационной работы с учащимися с инвалидностью. Они разрабатываются и подбираются с учетом таких факторов: характер патологии, тяжесть заболевания, личные и возрастные особенности. Ознакомиться с ними можно в сборниках методических материалов и авторских программах профориентации для детей с ОВЗ. 

    Объединяют их задачи: создание оптимальных условий для профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья; активизация личного участия детей с инвалидностью в прогнозировании собственного будущего; побуждение школьников к знакомству с разными профессиями. Форма Цель Время Просмотр тематических видеороликов, прослушивание аудиофайлов Ознакомить учащихся с ОВЗ с разнообразием направлений деятельности. Определить подходящие условия труда. Привить заинтересованность в получении профессии. Подготовить благоприятные условия для размышлений о будущей работе. 

    Беседа с представителями профессий Дать возможность получить информацию о видах деятельности из первых уст. Показать положительные и отрицательные моменты профессии на конкретных примерах, озвученных специалистами и мастерами. 

     Экскурсия на предприятие Сформировать у учащихся представления и впечатления о видах труда в реальной среде – например, на производстве. 

    День открытых дверей Ознакомить школьников с особенностями работы на предприятии либо в организации, оказывающей услуги. Дать понятие о месте компании на рынке труда и конкуренции. Привить интерес к созидательному и социально значимому труду.  

    Тренинг по профессиональному самоопределению Определить сферу занятости, которая будет оптимально подходить склонностям, предпочтениям и особенностям характера каждого учащегося. Пробудить интерес к самопознанию как к необходимому для выбора профессии процессу. 

    Мастер-класс Продемонстрировать практические нюансы профессии (с подробными комментариями и привлечением к активному участию школьников). Показать работу над проблемной творческой задачей и вовлечь учащихся в процесс ее решения. 

    Игра-квест («Ключи от профессии» или «Лабиринт профессий») Сформировать у подростков с ОВЗ умение выбирать вид деятельности с учетом собственных физических и интеллектуальных возможностей, талантов, предпочтений, черт характера, а также ситуации на рынке труда. Привить желание работать и созидать, быть полезным, потребность задумываться над своей профессиональной самореализацией. 

    В результате учащиеся получают: возможность самостоятельного выбора и анализа информации; базовое и углубленное (согласно возрасту) понятие о сферах деятельности и профессиях – фундамент для самоопределения; умение самостоятельно решать, кем стать; инструменты для самопознания и возможность определять с их помощью наличие у себя способностей и талантов, которые необходимы для той или иной профессии; навыки выполнения практических элементов некоторых видов деятельности; возможность тренировать умение работать индивидуально и в составе команды.

    Интернет-ресурсы

    1. Центр тестирования и развития "Гуманитарные технологии" На сайте можно найти информацию о профессиях, получить оперативные новости о днях открытых дверей и образовательных выставках, пройти экспресс-профориетационные тесты. На этом сайте содержатся тематические статьи по вопросам выбора профессии. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современном рынке труда. В отдельном разделе есть описания вузов, профильных школ, подготовительных курсов.​​
    2. "E-xecutive.ru: справочник профессий" Раздел сайта "E-xecutive" содержит как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как "Реклама и PR", "Клиентские отношения", "Администрирование", "Работа с персоналом", "Маркетинг и продажи" и др.​
    3. Портал "Учеба.РУ" - раздел "Выбор профессии" На сайте представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, квалифицированных по разделам. Кроме того, Учеба.ру - крупнейший портал, посвященный обучению и образованию, содержащий информацию о лучших вузах, школах, лицеях, детских садах Москвы и России. Образование за рубежом, рейтинги учебных заведений и предложения от репетиторов.​
    4. Znanie.info​ Официальный сайт проектов оргкомитета международных выставок "Образование и карьера - XXI век". На сайте находится информация о справочниках: "Высшее профессиональное образование в России", "Среднее и начальное профессиональное образование в Москве и Московской области", "Энциклопедия "Карьера".​
    5. ЭКЗАМЕН.РУ Сайт содержит базу данных  по вузам Москвы с информацией о вступительных экзаменах, подготовительных курсах,  специальностях обучения, наличии военной кафедры и отсрочки от армии, изучаемых иностранных языках и материально-технической базе. На сайте также можно найти информацию об организациях, занимающихся обучением за рубежом, а также публикации, нормативные документы и новости, относящиеся к высшему образованию.​
    6. Федеральный портал "РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" Сайт содержит ссылки на федеральные образовательные порталы, информацию о государственных образовательных стандартах, новости образовательных сайтов и сведения об основных мероприятиях в области образования.​

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике