Единая модель профориентации
Весной 2023 года Минпросвещения России объявило о разработке единой модели профориентации для школьников, направленной на учащихся 6–11 классов. Единая модель призвана систематизировать занятия по профориентации в разных регионах и школах, помочь выпускникам определиться с выбором высшего или среднего учебного заведения для поступления, и в конечном итоге способствовать развитию рынка труда и ускорению экономического роста России. В конце июня глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил о том, что новая система профориентации появится в школах уже в 2023/2024 учебном году.
Уроки по профориентации, которые появятся в расписании школьников в новом учебном году, — это лишь часть единой профориентационной модели. Вообще же она включает в себя 7 направлений:
- Профильные классы, например, инженерные, медицинские, IT, предпринимательские и т. п.
- Дополнительные материалы по школьным предметам, например, по физике, химии, математике.
- Воспитательная работа — экскурсии на производство, лекции, выставки, ярмарки, дни открытых дверей в колледжах и вузах и т. п.
- Дополнительные занятия с учетом склонностей школьников.
- Профильное обучение по определенным специальностям.
- Родительские собрания.
- Уроки, классные часы, дискуссии, консультации психолога и другие мероприятия по профориентации.
Каждая школа может выбрать, на каком уровне реализовать новую профориентационную модель, исходя из своих возможностей и приоритетов. Всего есть три уровня: базовый предполагает от 40 академических часов профориентационных занятий за учебный год, основной — от 60 часов, и продвинутый — от 80 часов за год.
Предполагается, что в работу по профориентации включатся не только педагоги, но и родители учеников, представители вузов и компаний-работодателей.
Кто будет вести уроки профориентации в школе
Согласно методическим рекомендациям, опубликованным на сайте Минпросвещения, педагогом-навигатором, то есть человеком, отвечающим за профориентацию учеников, может стать любой учитель, прошедший программу повышения квалификации по профориентационной работе. То есть вести уроки, скорее всего, будут учителя, которые уже работают в школе. Полный комплекс профориентационной деятельности, задуманный Министерством, предполагает также участие школьных психологов, карьерных консультантов и других специалистов.
«Билет в будущее»
В профориентационном проекте «Билет в будущее» появились новые программы.
В новом учебном году профориентационный проект для школьников «Билет в будущее» расширяет перечень активностей. Проект реализуется Минпросвещения России.
Ребята теперь получат возможность пройти двухэтапную профориентационную диагностику. Подобрать нужные варианты под выбранные показатели школьника можно будет в «Примерочной профессии», на «Фестивале профессий» – пройти тестирование с привлечением работодателей, а также принять участие в мультимедийной выставке-квесте проекта «Россия – Моя история».
Обновлена цифровая платформа проекта: в ней появились новые инструменты для педагогов-навигаторов, детей и родителей. Система тестирования стала еще эффективнее: теперь ребенок оценивает свои сильные стороны и потенциал для развития – в самом начале, и личностные особенности – при повторном тестировании, после знакомства с профессиями.
«Конструктор будущего» в личном кабинете педагога позволяет проводить профориентационные занятия, опираясь на индивидуальные показатели как отдельных школьников, так и всего класса.
Также в рамках проекта был создан первый профориентационный сериал, который познакомит учащихся с профессиональными достижениями в разных отраслях.
Еще одно нововведение профориентационной программы – это аналитический модуль «Билет в будущее», который позволяет использовать данные для научного изучения профориентации в России, прогнозировать будущий потенциал регионов, оказывать влияние на принятие глобальных кадровых решений и отслеживать, благодаря десяткам метрик, эффективность профориентации в конкретной географической точке по годам.
О внедрении Единой модели профессиональной ориентации (скачать) (посмотреть)
Методические рекомендации ДГ-1773_05 от 17.08.2023-2-119 (скачать) (посмотреть)
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ» (скачать) (посмотреть)
Профориентация детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
Специфика профориентации детей-инвалидов
Прежде чем заниматься профориентацией детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо в первую очередь изучить специфику их заболеваний. Ведь самая большая сложность в ориентации на профессию среди лиц с ограниченными возможностями состоит неоднородности состава таких групп.
Дети с нарушением слуха.
Необходимо различать тугоухость и глухоту. Если в первом случае представляет собой стойкое понижение слуха различной степени, то глухота представляет собой самую резкую степень его поражения.
Дети с нарушением зрения
Профориентация детей инвалидов по зрению может проводиться как среди незрячих детей (острота зрения от нуля до 4%) и слабовидящих.
Нарушения речи
Нарушение речи может быть следствием психофизических отклонений различной степени и выраженности. При этом у таких детей нормальный слух, а также они имеют нормальное развитие в плане интеллекта. Именно этим детки с таким диагнозом отличаются от подростков с умственной отсталостью.
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Самое распространенное нарушение – это ДЦП. Болезнь спинного мозга является вторичным нарушением ОДА. При этом дети с ОДА страдают нарушением темпа движений, координации.
Задержка психического развития
К ЗПР относят деток, у которых замедленное психическое развитие и относительно стойкая незрелость эмоциональной и волевой сферы.
Умственная отсталость
Подростки с умственной отсталостью, к сожалению, имеют необратимые нарушения развития в плане психики. Прежде всего, это нарушения интеллектуальные на фоне недостаточности ЦНС.
Аутизм
Он представляет собой особый вид среди нарушений психического развития. Суть заболевания в том, что ребенок теряет способность к развитию социальных навыков, а также средств коммуникации.
Основные задачи профориентации детей с ОВЗ
- Развитие трудовых навыков, а также трудовых качеств.
- Расширение граней самопознания.
- Предоставление доступной информации о профессиях, их важности, особенностях и путях профессиональной подготовки.
- Формирование установки на труд, а также на позитивное отношение к нему.
Последний пункт для детей с ОВЗ имеет несколько другое значение, нежели для здорового человека. Труд для ребенка с физическими ограничениями заключается, как в производительной сфере, так и в бытовой. То есть, это бытовой труд, самообслуживание, спорт и другие важные виды труда, которые представляют для детей с ОВЗ некоторые трудности. И чтобы такой ребенок смог себя нормально чувствовать в обществе, в первую очередь у него должен быть сформировано положительное отношение на труд в любых его формах и проявлениях.
Этапы профориентации лиц, у которых есть инвалидность
Сужение рамок для выбора профессии.
Чтобы выявить поле для выбора будущей профессии у ребенка с ограниченными возможностями, необходимо провести тщательный анализ его здоровья, а также ознакомиться с рекомендациями его врача. Необходимо учесть все показания и противопоказания.
Выявление предпочтений
Для того чтобы определить самые предпочтительные профессии для ребенка с ОВЗ существуют специальные методики, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать.
Знакомство с профессиями
Знакомить детей с профессиями рекомендовано путем профессиографического анализа, а также профессиональных проб. В итоге необходимо составить список возможных вариантов вследствие знакомства и анализа разных видов профессиональной деятельности.
- Определение важнейших качеств для профессии.
- Подбор вида профессиональной подготовки для инвалидов.
На этом этапе необходимо подобрать самые удачные пути профессиональной подготовки, а также образования в соответствии со справочным материалом.
Личный профессиональный план работы с инвалидами.
Построение такого плана основано на таких пунктах, как пути получения образования, виды профессиональной занятости и определение основных необходимых шагов на пути к цели.
- Определение возможностей трудоустройства.
- Обязательная дополнительная консультация врача в связи с выбранной профессиональной деятельностью.
Формы работы для реализации программы профориентации лиц с ОВЗ
- Чтобы реализовать задачу просвещения и информирования детей с ограниченными возможностями, необходимо проводить такие мероприятия, как специализированные игры, выставки, дни открытых дверей. Существует множество других способов ознакомления с профессиями в школе, которые считаются стандартными и проводятся из года в год. К примеру, ярмарки профессий, презентации, встречи со специалистами. Несмотря на кажущуюся банальность, именно такие мероприятия позволяют глубже ознакомиться с содержимым труда, заочно оценить свою пригодность к определённому виду деятельности и определить, каких качеств может быть недостаточно.
- Диагностика. Для того чтобы выявить склонности к тому или иному виду труда, необходимо проводить такие виды работы, как анкетирование, беседы, тестирование, консультирование индивидуально или группами. Но при этом, выбирая способ и содержимое материала для диагностики, необходимо учитывать уровень развития и состояние здоровья детей.
- Развитие навыков и умений. Для этой цели прекрасно подходят психотехнические упражнения, различные тренинги, игры, консультации.
Особенности профориентации детей с ограниченными возможностями
Главной особенностью детей с различными физическими и психологическими отклонениями является преобладание индивидуальной консультации над групповой. Такие дети требуют строго индивидуального и личностно ориентированного подхода.
Также не менее важной составляющей активной профориентационной работы является желание самого подростка консультироваться. Поэтому подтолкнуть и вызвать желание принимать ответственность за профессиональное будущее, а также получать помощь специалиста – это важнейшее условие профориентационной работы.
Что еще касательно эффективности, то очень важную роль следует уделять родителям лиц с ОВЗ. Поэтому проведение групповых и индивидуальных занятий по профориентации должно быть не только с детьми, но также и с их родителями. В основе индивидуальной работы с родителями детей лежит получение информации о семье, настрое в ней. Специалист должен знать, какую позицию преследуют родители, как они влияют на профессиональное развитие ребенка (дать им необходимые рекомендации). Особенно полезной считается организация совместной трудовой деятельности, в которой родители выявляют свои навыки труда.
Правильный выбор профессии для детей с ОВЗ
В соответствии с особенностями различных отклонений можно предоставить список подходящих и неподходящих профессий для деток с различными видами заболеваний:
Профориентация инвалидов по зрению
Для детей с проблемами зрения могут подойти такие профессии (если это позволяет имеющийся уровень зрения): слесарь по ремонту автомобилей, продавец, оператор птицефабрик. При этом противопоказаны работы со значительными физическими нагрузками, в запыленных помещениях. Также не подходят профессии, где человек должен долго находиться в наклонном положении.
Профессии для детей с проблемами слуха
Отлично подойдут спокойные профессии, не требующие особого контакта с людьми: швея, чертежник, цветовод, фотограф и т.д. Следует отметить, что сегодня человек с проблемами слуха и речи может также работать кассиром.
Проблемы опорно-двигательного аппарата
С такими проблемами человек не может работать там, где требуется длительное пребывание на ногах, также работа у движущихся механизмов или на высоте. При этом, если проблемы с опорно-двигательным аппаратом затронули только нижнюю часть тела, могут подойти такие профессии, как сборщик микросхем или телеграфист.
Проблемы нервной системы
Людям с нарушения ЦНС не рекомендуется работать там, где наблюдается психо-эмоциональное напряжение. То есть, шумных местах с повышенной вибрацией, в неблагоприятном микроклимате. Также ни в коем случае нельзя выбирать профессию, где человек будет контактировать с токсическими веществами, особенно обладающими нейропаралитическим действием.
В завершение можно подвести итоги
- Главным факторов профориентации детей инвалидов является учет всех особенностей их отклонений. Для этого специалист должен быть хорошо ознакомлен с проблемой и медицинской историей ребенка.
- Родители и семья играет важнейшую роль в выборе профессии, в самоопределении и адаптации ребенка в социуме. Поэтому они должны быть привлечены к процессу.
- Профориентационная работа с детьми с ОВЗ должна иметь более индивидуальный характер, чем групповой.
Формы профориентации для детей с ОВЗ
Не существует универсальных форм, приемов и методов профориентационной работы с учащимися с инвалидностью. Они разрабатываются и подбираются с учетом таких факторов: характер патологии, тяжесть заболевания, личные и возрастные особенности. Ознакомиться с ними можно в сборниках методических материалов и авторских программах профориентации для детей с ОВЗ.
Объединяют их задачи: создание оптимальных условий для профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья; активизация личного участия детей с инвалидностью в прогнозировании собственного будущего; побуждение школьников к знакомству с разными профессиями. Форма Цель Время Просмотр тематических видеороликов, прослушивание аудиофайлов Ознакомить учащихся с ОВЗ с разнообразием направлений деятельности. Определить подходящие условия труда. Привить заинтересованность в получении профессии. Подготовить благоприятные условия для размышлений о будущей работе.
Беседа с представителями профессий Дать возможность получить информацию о видах деятельности из первых уст. Показать положительные и отрицательные моменты профессии на конкретных примерах, озвученных специалистами и мастерами.
Экскурсия на предприятие Сформировать у учащихся представления и впечатления о видах труда в реальной среде – например, на производстве.
День открытых дверей Ознакомить школьников с особенностями работы на предприятии либо в организации, оказывающей услуги. Дать понятие о месте компании на рынке труда и конкуренции. Привить интерес к созидательному и социально значимому труду.
Тренинг по профессиональному самоопределению Определить сферу занятости, которая будет оптимально подходить склонностям, предпочтениям и особенностям характера каждого учащегося. Пробудить интерес к самопознанию как к необходимому для выбора профессии процессу.
Мастер-класс Продемонстрировать практические нюансы профессии (с подробными комментариями и привлечением к активному участию школьников). Показать работу над проблемной творческой задачей и вовлечь учащихся в процесс ее решения.
Игра-квест («Ключи от профессии» или «Лабиринт профессий») Сформировать у подростков с ОВЗ умение выбирать вид деятельности с учетом собственных физических и интеллектуальных возможностей, талантов, предпочтений, черт характера, а также ситуации на рынке труда. Привить желание работать и созидать, быть полезным, потребность задумываться над своей профессиональной самореализацией.
В результате учащиеся получают: возможность самостоятельного выбора и анализа информации; базовое и углубленное (согласно возрасту) понятие о сферах деятельности и профессиях – фундамент для самоопределения; умение самостоятельно решать, кем стать; инструменты для самопознания и возможность определять с их помощью наличие у себя способностей и талантов, которые необходимы для той или иной профессии; навыки выполнения практических элементов некоторых видов деятельности; возможность тренировать умение работать индивидуально и в составе команды.